Все о шинах и дисках
Выбор летних автошин
Скорость, вода, тишина и управляемость
Несмотря на то, что в теплую пору года дорожное покрытие, как правило, более благоприятно для езды на автомобиле, нюансов и различных важных характеристик (часто взаимоисключающих) в летних шинах не меньше, чем в зимних. Соответственно и выбор летней резины в автомагазинах нередко ставит автолюбителя в тупик, выхода из которого два: либо берем (как делает большинство) самую дорогую резину из доступных (по возможностям кошелька), либо начинаем копать глубже и подбираем оптимальные шины «под себя».
Какие характеристики важны в летней шине?
Наиболее важными потребительскими характеристиками летних шин, исходя из которых они разрабатываются производителями и позиционируются на рынке, являются:
- Эффективность сцепления с доро
- Цена (зависит от производителя, состава резиновой смеси, рисунка протектора и маркетингового позиционирования на рынке).
- жным покрытием (разгон и торможение) (зависит от состава резины, ширины профиля, рисунка протектора и структуры силового каркаса шины).
- Курсовая устойчивость (зависит от ширины профиля, рисунка протектора и от состава резиновой смеси).
- Шумность (зависит от рисунка протектора и от состава резиновой смеси).
- Комфортность (жесткость) (зависит от высоты профиля шины, состава резиновой смеси и структуры силового каркаса шины).
- Управляемость (зависит от ширины профиля, рисунка протектора и от состава резиновой смеси).
- Износоустойчивость (зависит от рисунка протектора и от состава резиновой смеси).
- Противодействие аквапланированию (зависит от ширины профиля, рисунка протектора и от состава резиновой смеси).
- Устойчивость в поворотах на различном дорожном покрытии (зависит от рисунка протектора и от состава резиновой смеси).
- Скоростной режим (зависит от рисунка протектора и состава резиновой смеси).
- Вес (зависит от ширины профиля, а также материалов, используемых в производстве).
К сожалению, производители шин пока еще не придумали способа создать шину, у которой все перечисленные функции будут максимально интересны для потребителя, а потому объективно «самой лучшей» шины на сегодняшний день не существует в природе. Причина этому в том, что некоторые из приведенных одиннадцати критериев являются условно взаимоисключающими, т.е. при улучшении одной характеристики неизбежно страдает другая (одна или несколько). И речь тут далеко не только о цене.
Таким образом, любая летняя шина, которую Вы купите, возможно и будет лучшим выбором конкретно для Вас, но она точно не будет лучшим выбором вообще, причем независимо от цены. А потому, перед тем, как приступить к выбору летних шин, вспомните хорошенько, в каких условиях (и в каких пропорциях) Вам довелось ездить прошлый сезон, попробуйте объективно оценить свои предпочтения по стилю вождения и реальные возможности Вашего автомобиля. Вам в любом случае придется выбрать наиболее важные для Вас критерии при выборе покрышек, и ни один специалист, продавец либо коллега на любимом автофоруме, не сможет это сделать за Вас.
|
Каждый автолюбитель должен сам ответить себе на этот вопрос, в зависимости от бюджета и индивидуальных типичных условий эксплуатации автомобиля в летний сезон. Для облегчения размышлений, попробуем описать основные виды летнего протектора шин и разобраться в нюансах – какие у каждого из видов преимущества и недостатки.
|
|
С приходом весны на автофорумах ломается масса копий относительно вопроса выбора ширины профиля летних шин. На самом деле, абсолютно правильного для всех ответа на этот вопрос не существует: выбирать нужно ту ширину шин, что больше подходит под Ваши условия эксплуатации и стиль вождения.
|
|
Твердость и жесткость – разные понятия, и далеко не всегда (не для всех условий эксплуатации) большая твердость и жесткость – это хорошо и нужно. Главная задача автолюбителя – определиться, какие функции (параметры) автошины для него наиболее важны, и уже исходя из этого пробовать сделать правильный выбор летних шин.
|
|
Чем ниже профиль шины – тем она жестче, это знают многие автомобилисты. Но чем еще отличается классическая шина от низкопрофильной? Очевидно, что диски большего диаметра заметно красивее смотрятся на автомобиле, попробуем разобраться, какую цену (кроме разницы в стоимости) платит автолюбитель за внешний вид.
|
|
Слыша определение «дождевая», автолюбители часто вспоминают типичный летний «гололед» - когда только начался дождь и смоченная дорожная пыль создает на дороге достаточно скользкое покрытие, пока поток дождя не смоет ее с дороги. Проблема в том, что в такой ситуации дождевая шина (как и любая другая) бесполезна – шины с зонтиком на боковине предназначены совсем для других условий.
|
|
Часто наличие скоростных шин является предметом гордости и вожделения молодых автолюбителей, предпочитающих агрессивный стиль вождения. На самом деле, в большинстве случаев, смысла никакого в скоростных шинах нет – они скорее мешают, чем помогают. А цена таких покрышек серьезно превышает более подходящие, но менее скоростные аналоги.
|
|
|
Как выбрать зимние шины?
Внимание, на сайте опубликована более полная информация о том, как выбрать зимние шины (читать).
В первую очередь Вам нужно определиться с типом шины и рисунка протектора. Если Вы живете в мегаполисе и зимой выезжаете на «целину» крайне редко, Вам скорее всего нужно выбирать из проверенных зимних шин с классическим протектором либо ассиметричным рисунком протектора . Такие шины обеспечат минимально необходимый уровень безопасности и проходимости, но при этом сохранят «летний» комфорт и прослужат достаточно долго (3-4 сезона).
Если Ваши зимние дороги – это в большинстве случаев неубранный снег и лед – Вам однозначно нужен скандинавский протектор и/или шипы.
Если же в Вашем регионе мороз ниже 5 градусов – крайняя редкость и Вы часто ездите по чищеным трассам – Ваш выбор – «европейская зима » - это резина, которая позволит выбрать комфортный скоростной режим и в большинстве случаев не будет услышана в салоне авто.
Выбор же модели и производителя шины – это на самом деле крайне субъективный выбор – смело берите то, что нравится и то, что можете себе позволить. Если хотите при этом почитать тесты шин– читайте, только внимательно проанализируйте, что именно тестировалось и какую практическую пользу несет именно этот тест именно для Вас. Безусловно, в большинстве случаев, более дорогие зимние шины будут иметь лучшие показатели, но поверьте, более 90% водителей просто не способны почувствовать разницу в этих характеристиках, ибо избегают предельных режимов эксплуатации автомобиля в зимний период, что кстати очень правильно.
Вообще, выбор зимних шин важен, но на самом деле гораздо более важно полное понимание водителем реакции именно его автомобиля и шин, установленных на колеса, на любое его (водителя) действие, когда он находится за рулем. Попасть в неприятности можно на любой, даже самой именитой и дорогой резине, равно как и проездить 5 зим без единой проблемы на резине так называемого «эконом-класса». Главное, чтобы поведение автомобиля не было неожиданным, а это далеко не всегда зависит только от шин.
Что такое всесезонная резина?
Всесезонными считаются шины, которые предназначены для эксплуатации при температурах, близких к нулю с обеих сторон. Тут нужно понимать, что только некоторые производители делают такие шины, и делают они их в расчете на эксплуатацию в цивилизованных странах и в умеренных погодных условиях. Речь, разумеется, идет главным образом о качестве дорожного покрытия.
Всесезонные шины, как по химическому составу, так и по рисунку протектора, абсолютно не годятся для жары и сильных морозов, а их поведение при наличии на дороге снега и грязевой каши всего навсего несколько улучшено, по сравнению с классическими летними шинами. Кроме того, эти покрышки, как правило, предназначены для городских улиц, которые регулярно чистят. Так что, если коммунальные службы Вашего города работают хорошо и есть лишние деньги и время – можете ставить такую резину на несколько недель поздней осенью и ранней весной. Все, ни в какое другое время такая резина не годится, во всяком случае в большинстве регионов бывшего СНГ.
Даже и не рассчитывайте, что на одной какой-то резине Вы сможете безопасно ездить круглый год, если конечно Вы не живете где-то возле экватора или в полярном кругу. Так что «всесезонное» позиционирование на рынке той или иной шины по факту означает «демисезонность», по аналогии с женскими сапогами.
Чем отличается зимняя резина от летней?
Принято считать, что главное отличие зимних шин от летних – это только рисунок протектора. На самом деле это совсем не так. То есть да, в абсолютном большинстве случаев рисунок действительно отличается, но это далеко не главное и не определяющее отличие.
Вы никогда не пробовали в детстве подержать обычную стирательную резинку (ластик) на морозе? Не помните, что с ней происходит? Когда резинка промерзла, ее без труда можно сломать, в буквальном смысле этого слова – потому что в этом состоянии она уже не гнется, и, разумеется, стирать уже ничего не будет, пока не нагреется. Почему так? Да потому, что резина, как и все остальные материалы, существенно меняет свои свойства в зависимости от температуры.
Поэтому для разных температурных режимов производители автошин разрабатывают разный химический состав резины, таким образом «затачивая» конкретную шину под эксплуатацию в конкретном температурном диапазоне. Этот диапазон практически никто не публикует, но стандартным для всех правилом является следующее:
- Зимние шины не рекомендуется эксплуатировать при температуре выше +5 по Цельсию. Они мало того, что становятся мягче и буквально «плавятся», но кроме того еще и не выполняют в полной мере своих функций, устойчивость автомобиля на дороге при этом становится большим вопросом.
- Соответственно, летняя резина, при приближении температуры воздуха к «нулю» твердеет и становится абсолютно «дубовой», что существенно повышает вероятность заноса (даже на относительно сухом покрытии), а также вероятность разрыва колеса при обычном проколе.
- Всесезонные шины лучше всего чувствуют себя именно в околонулевой температуре, скажем, от -5 до +10 градусов по Цельсию.
Нужна ли зимняя резина для джипа?
Величайшее заблуждение, опровержение которого, как и правила дорожного движения, писано кровью – это уверенность в том, что полноприводный автомобиль гораздо безопаснее зимой, чем передне- или заднеприводный.
На самом деле, владельцам (особенно свежеиспеченным) автомобилей с колесной формулой 4х4 нужно твердо запомнить следующие аксиомы:
- Полноприводная машина только разгоняется быстрее моноприводной – тормозят они (при прочих равных) абсолютно одинаково!
- Автомобили с увеличенным дорожным просветом (клиренсом) гораздо менее устойчивы на скользком дорожном покрытии, в первую очередь это связано с ухудшеной аэродинамикой и повышенной парусностью.
- Любой внедорожник сделан и предназначен для эксплуатации в условиях бездорожья, но не гололеда!
- Чем больше вес автомобиля - тем более он инертен. Независимо от того, какая у Вас колесная формула и какие шины Вы установили на машину, на скользкой дороге тормозной путь у 2,5 тонного SUV-а будет больше, чем скажем у 1,5 тонного седана на такой-же резине.
Единственное преимущество полноприводного автомобиля в зимний период – это облегченная проходимость на неубранном рыхлом снегу, во всех остальных типичных зимних условиях водителю внедорожника следует удвоить осторожность по сравнению с тем, если бы он управлял обычным моноприводным седаном.
Исходя из вышесказанного, зимние шины для внедорожника гораздо важнее, чем для любого другого автомобиля, ибо зимой джипы – группа повышенного риска.
Нужно сказать, что внешняя схожесть протектора внедорожной летней резины с зимним протектором часто вводит в заблуждение владельцев внедорожников, позволяя им считать, что на их автомобилях на самом деле установлена всесезонная резина, пригодная для эксплуатации круглый год. На самом деле, такие летние шины с понижением температуры ниже нуля, становятся абсолютно твердыми и скользят не хуже абсолютно "лысых" сликов.
|
Насколько важен выбор рисунка протектора шин?
Даже у одного производителя Вы найдете целых несколько разных моделей зимней резины одного размера, у некоторых их количество переваливает за десяток. Чем отличаются эти зимние шины между собой? В первую очередь, разумеется, рисунком протектора. И далеко не факт, что любая из предложенных продавцом моделей покрышки годится для эксплуатации в Вашем регионе и подходит для Ваших индивидуальных условий.
Скажем сразу – идеала, полностью Вам подходящего, скорее всего, просто не существует в природе, а потому любой Ваш выбор зимних шин будет в определенной степени компромиссом. Поэтому сделать осознанный выбор – это важно, но гораздо важнее понимать при этом особенности выбранной Вами покрышки и адекватно выбирать стиль езды в различных условиях, в зависимости от этого. Ибо безопасность – это прежде всего полный контроль ситуации на дороге и максимальное понимание водителем возможной реакции автомобиля на те или иные его действия. Именно шина в наибольшей степени определяет длину тормозного пути автомобиля – об этом следует помнить.
Как протектор влияет на характеристики зимних шин?
Все дело в том, что на разных дорожных покрытиях шины выполняют несколько разные функции. К примеру, для передвижения по укатанному и не очень снегу важно, чтобы колеса максимально «вгрызались» в снег, не допуская ненужных пробуксовок и обеспечивая максимальную эффективность торможения. При езде по дороге, на которой образовалась «каша» из снега и химии, которой коммунальные службы поливают (посыпают) улицы и трассы гораздо более важны параметры, аналогичные летнему аквапланированию, т.е. отвод слякоти и снега и, соответственно, устойчивость к заносам. Ну а для комфортного передвижения по сухому, но промерзшему асфальту наиболее важным фактором является максимальное сцепление с дорожным покрытием.
Очевидно, перечисленные свойства в определенной степени являются взаимоисключающими и добиться максимальной их реализации в одном рисунке невозможно, поэтому производители покрышек, разрабатывая каждую новую модель, делают некий уклон (специализацию) в ту или иную сторону. Что, разумеется, потом активно используют в своих рекламных кампаниях, активно показывая преимущества новой покрышки, но при этом скромно умалчивая, какой ценой удалось добиться таких преимуществ, т.е. за счет каких именно не менее нужных других свойств резины.
Опытные автолюбители уже по внешнему виду рисунка протектора определяют, для каких условий он больше подходит. А поскольку аннотации производителей часто очень размыты и малопонятны, приходится ориентироваться именно на свое зрение и логику. Вот основные признаки, на которые следует обращать внимание:
|
«Внедорожная» зимняя резина
Если рисунок протектора состоит из отдельно стоящих элементов, часто напоминающих форму ромбиков, кубиков, снежинок, высота которых достигает 9-10 мм., и между которыми при этом достаточно большие зазоры (как продольные, так и поперечные) – это резина для сугробов и снежной «целины».
Такая покрышка покажет чудеса проходимости, но на сухом асфальте будет шуметь, добавит расход топлива и снизит эффективность торможения. Если при этом резина направленная (о чем свидетельствует V-образное расположение элементов рисунка и большая стрелка на боковой поверхности покрышки с надписью rotation), то она при этом несколько увереннее будет вести себя в снежно-грязевой «каше». В любом случае, такая резина однозначно не подходит для безопасной езды на высоких скоростях, не зависимо от того, какой индекс скорости ей присвоен.
Именно такая резина и фигурирует, в основном в отзывах автолюбителей, как самая лучшая. А все потому, что вследствие недоработки коммунальных служб, большинство маленьких улиц даже в мегаполисах на территории СНГ с выпадением снега в полной мере соответствуют определению «бездорожье». Отсюда и стереотип, что наиважнейшим качеством зимней резины является ее проходимость.
|
Скоростная зимняя резина, или «Европейская зима»
Многие производители сейчас выпускают скоростные зимние шины. У них, как правило, высокий индекс скорости и ярко выраженный «спортивный» рисунок протектора, к тому же с несколько заниженной высотой элементов рисунка – 6-7 мм. Эта резина бывает только направленной. Такие покрышки предназначены исключительно для сухих чищенных трасс и глубокая слякоть, ледяная корка или снег могут стать для них существенным препятствием.
При этом, как правило, параметры аквапланирования у такой резины достаточно высоки, так что попадание на высокой скорости в «кашу» скорее всего обойдется без последствий, но вот, к примеру, парковка на неубранной заснеженной стоянке, тем более если у Вас автоматическая коробка передач, скорее всего доставит немало хлопот. Езда же по сухой трассе на такой резине доставит одно удовольствие – в салоне Вы резину, скорее всего не услышите, а устойчивость в поворотах и тормозной путь будут максимально близки к хорошей летней резине.
К величайшему сожалению, абсолютное большинство городов и трасс СНГ пока еще не готовы к полному переходу автолюбителей на европейскую зимнюю резину, поэтому в такие покрышки, как правило «обувают» своих железных коней люди, у которых зимний пробег, в основном, проходит по магистралям мегаполисов, трассам международного значения и за границей.
|
Классические зимние шины
Классический зимний протектор. Тут все в меру. Поперечные зазоры средние, широкие продольные канавки, высота элементов рисунка классическая – 7-8 мм. Такая резина может быть как направленной, так и нет. По эксплуатационным характеристикам тут также будет все по-среднему, как и во всем универсальном.
Целевая аудитория потребителей таких покрышек – автолюбители, предпочитающие спокойное и безопасное передвижение в зимний период, причем преимущественно по асфальту.
Соответственно, приобретая такую резину нужно понимать, что слишком глубокие сугробы и езда на высоких скоростях зимой – это точно не для Вас. Компенсацией за повышенную осторожность станет более низкая, в сравнении с другими, цена покрышки, а также в большинстве случаев, более длительный срок ее службы.
|
Асимметричный протектор
Сравнительно свежее изобретение, смысл заключается в том, что рисунок протектора продольно делится на две части. Одна, как правило, внешняя, имеет классический вид и должен обеспечивать хорошее сцепление с асфальтом. Другая часть, как правило, внутренняя, должна обеспечить внедорожную функцию, т.е. сцепление на снегу и в слякоти. Трудно однозначно сказать что-то про эффективность такой конструкции. Тут, вероятно, нужно понимать, что функции то реализованы, но полезная площадь этих частей уменьшена в два раза, потому для каждой функции уменьшится и эффективность.
Наиболее корректным, вероятно, будет утверждение, что асимметричная зимняя покрышка является хорошей альтернативой классической зимней резине, возможно даже с улучшенными показателями, хотя тут многое зависит от конкретной модели и производителя. Единственное, что можно сказать однозначно, шины с асимметричным протектором однозначно дороже классики. Есть ли смысл платить за такую универсальность – решайте сами.
|
|
|
Шипы: нужны они или нет?
Сначала главное: шипованных колес в автомобиле может быть только четыре! Два шипованных колеса на ведущей оси при нешипованных (даже если это хорошая зимняя резина) на ведомой - практически гарантированный неконтролируемый занос при экстренном торможении на льду или укатанном снегу! Дело в том, что разница в сцеплении с дорогой у шипованных и нешипованных шин на этих покрытиях слишком велика, а конструкторы, создавшие Ваш автомобиль, рассчитали распределение тормозных нагрузок исходя из того, что шины спереди и сзади будут одинаковые.
Вопрос о нужности шипов каждый водитель решает для себя сам. Главное, не поддаваться ложному стереотипу о том, что шипы зимой – это однозначно повышенная безопасность. Это правда, но лишь частично. Шипы действительно сократят тормозной путь на хорошо укатанном снегу и ледяной корке. Соответственно, улучшат устойчивость автомобиля и упростят старт и разгон в тех же условиях. Но вот
на сухом и мокром асфальте шипы как раз наоборот – существенно снижают сцепление колес с дорогой, что, в свою очередь существенно удлиняет тормозной путь и снижает заносоустойчивость, а в рыхлом снегу или на болотистой грунтовке шипы гораздо бытрее «вкопают» Ваш автомобиль и посадят его «на пузо». Во многих странах Европы шипы запрещены, как явление, и дело тут далеко не только в заботе о сохранении дорожного покрытия.
Кроме того, многие современные нешипованные зимние шины по сцеплению с дорогой в откровенный гололед практически не уступают шипам, особенно если температура воздуха опускается ниже -15 градусов. Происходит это благодаря структуре протектора, на котором "высечены" поперечные ламели (в народе называемые "липучками").
При размышлении о шипах, постарайтесь вспомнить, сколько конкретно дней прошлой зимой под Вашими колесами был настоящий гололед? Если Вам действительно часто приходится, затаив дыхание наблюдать, остановится ли Ваш авто перед очередным препятствием, ощущая вибрацию педали тормоза (если есть система ABS), вероятно, Вам либо таки нужны шипы, либо же стоило бы пересмотреть стиль зимнего вождения. Кроме того, шипы более эффективны для тяжелых внедорожников и могут пригодиться владельцам заднеприводных машин на скользких подъемах.
В любом случае нужно иметь ввиду, что
использование шипов однозначно должно повысить Вашу осторожность на дороге зимой и снизить скоростной режим, поскольку очень часто поведение шипованной резины на различных покрытиях абсолютно непредсказуемо. Ведь даже гололед далеко не всегда равномерен, и если Ваш автомобиль не оборудован современными системами выравнивания тягового и тормозного усилия на каждом колесе – шипы могут стать причиной заноса гораздо быстрее, нежели покрышки без шипов.
Как правильно купить шины б/у?
Вообще, покупка подержанных шин - предприятие весьма сомнительное и рискованное. Даже если Вы будете следовать всем рекомендациям, описанным на этой странице, все равно существует некоторый риск кипить шины, фактически непригодные для эксплуатации. Поэтому перед тем, как принимать окончательное решение о покупке шин б/у, следует внимательно взвесить все "за" и "против", а также изучить текущие предложения на рынке новых покрышек: в большинстве случаев покупка бюджетных новых шин более оправдана, чем более дорогих, но бывших в употреблении за ту же цену.
Если же Вы все-таки решились на покупку резины б/у, внимательно прочитайте эту статью перед тем, как начнете переговоры с продавцом, возможно, это поможет Вам избежать пустой траты денег. В любом случае, с покупкой подержанных покрышек торопиться не следует - потраченное на поиск и диагностику шин время с лихвой окупится Вам длительной и (надеюсь) безпроблемной их эксплуатацией.
|
Где обычно покупают подержанные шины?
Вариантов множество – от объявлений в газетах, журналах и на специализированных региональных досках объявлений в Интернете, и до покупки у друзей, знакомых и коллег по работе, или же с любимого автофорума. Отдельным пунктом стоит покупка подержанной резины на авторазборках и на авторынке.
Безусловно, у знакомого человека резину покупать безопаснее, поскольку больше вероятности того, что Вы узнаете правду (или какую-то ее часть) о прошлом покрышек. Но даже в этом случае нужно понимать, что, во-первых, далеко не все автолюбители достаточно глубоко разбираются в вопросе эксплуатации автомобильных шин, и, во-вторых, даже хорошо знакомый человек, продавая Вам шины, скорее всего не скажет Вам всего, что знает, а знать он может далеко не все. Ведь он заинтересован продать, верно?
Поэтому, даже в случае покупки шин у хорошо знакомого Вам автомобилиста профессиональная диагностика в хорошем шиномонтаже перед покупкой обязательна! Причём делать это нужно в светлое время суток и не спеша. Необходимо во всех ситуациях помнить, что шины – важнейший элемент безопасности движения, а потому их покупка – крайне ответственное мероприятие.
|
|